344064, г. Ростов-на-Дону,
ул. Вавилова, 74Б, оф 102

(863) 218-31-72

Убить «Платона»

Водители-дальнобойщики Петербурга вышли на тропу войны с некоторыми решениями властей. В минувший четверг сразу несколько машин, за рулем которых сидели представители протестующих из Объединения перевозчиков России (ОПР), выехали на Центральный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД), где протаранили несколько шлагбаумов, установленных перед зонами оплаты. В результате проезд любого транспорта по трассе оказался заблокирован на несколько часов.

А транспорта было в тот день немало. Открыта новая дорога совсем недавно, в начале декабря. И считается жизненно важной для задыхающегося в автомобильных пробках Питера, напрямую, в обход исторического центра, связывая его с загруженной федеральной трассой «Скандинавия».

Заблокировали въезд на ЗСД восемь машин дальнобойщиков — грузовик, «Газели», легковушки. Случилось это на пункте пропуска у Благодатной улицы. Это юго-запад Северной столицы — с аэропортом Пулково, пригородами Пушкиным и Павловском, новостройками Купчино и Шушар.

По словам очевидцев, участники протеста «намеренно таранили шлагбаумы», чтобы наверняка перекрыть проезд по трассе. Кто-то из тех автолюбителей, кто невольно оказался втянут в загодя задуманное ДТП, пробовал возмущаться, кто-то, говорят, даже с кулаками пошел было на участников акции, но обошлось без эксцессов.

Многие в Петербурге не согласны, что за проезд по стратегическому, в общем-то, ЗСД, протяженностью около 50 км, строившемуся, в том числе, на бюджетные средства, нужно платить. Оценивается смета «скоростного проекта» примерно в 212 млрд. рублей, из которых около 83 млрд. вложил инвестор, ещё порядка 55 млрд. из бюджета Петербурга. Примерно столько же перечислены из федеральной казны, 25 млрд. рублей — результат размещения облигаций. Для эксплуатации новой трассы создана компания «Магистраль Северной столицы», которая, как планируется, будет эксплуатировать дорогу в течение 30 лет.

Как было обещано на открытии центрального участка ЗСД, первое время ездить по нему можно будет бесплатно. До тех пор, уверяли чиновники Смольного, пока управляющая компания не сведет, что называется, «дебет с кредитом» и не определится с тарифами. Предполагалось, что это случится в феврале-марте. Но нет, платежи ввели тут же. За проезд на легковой машине — 50 рублей, с фуры — в пять раз больше.

Впрочем, не это, или, точнее, не только это привело в минувший четверг на центральный участок активистов ОПР. Борются они, по их словам, «не с отдельными мелкими поборами, а с системой». Той, что тянет из российских перевозчиков в их и без того не слишком прибыльном деле «последние жилы». Чему яркий пример — пресловутый «Платон», российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн.

— До ноября 2015 года, как только заработал этот «Платон», я ни в каких акциях участия не принимал, предпочитал работать, а не бастовать, — сказал корреспонденту «СП» водитель с 20-летним стажем Анатолий Шилов. — Просто невозможно уже терпеть издевательство правительства над рабочим классом. Именно издевательство, иначе назвать это не могу. С нас дерут последнюю копейку, не считаясь ни с условиями работы, ни с ростом цен в стране на все и вся.

«СП»: — В акции на новом участке Западного скоростного диаметра вам и вашим товарищам вменяют в вину разбитые шлагбаумы, которые вы протаранили…

— Нет и не могло быть никаких разбитых шлагбаумов! Их в принципе невозможно сломать, такова конструкция. Там случилось иное: на них зачем-то навесили некие металлические набалдашники. И когда подъезжаешь к шлагбауму у пункта оплаты, эта свисающая и болтающаяся на ветру железяка грозит попасть в лобовое стекло. Что и случилось с одной нашей легковушкой. Пришлось вызывать инспектора ГИБДД.

Вызывали одного, а приехало сразу несколько машин ДПС. Вели себя сотрудники полиции нормально. За исключением случая, когда вытащили из машины и надели наручники на одного нашего товарища.

«СП»: — Может, тот был нетрезв, или слишком возбужден, оскорблял правоохранителей?

— Не было среди наших нетрезвых и перевозбужденных. Патрульные зачем-то стали отбирать у парня паспорт, хотя нет у них права даже просто требовать предъявления данного документа. А он паспорт достал, но в руки им не дал. Вот отсюда и пошло.

«СП»: — Анатолий Николаевич, зачем было в выходной день, при сильном морозе, на участке, только-только вошедшем в строй, устраивать вашу акцию?

— Затем, что правительство анонсировало недавно резкое повышение платы в системе «Платон». Её хотят поднять вдвое. Наша задача не допустить этого. Я второй год участвую в акциях протеста дальнобойщиков. Потому что люблю дело, которым занимаюсь большую часть жизни. И не хочу его потерять из-за чиновников. Те уже не знают, как ущемить народ, чтобы создать видимость реформирования экономики. Это не реформы, это разрушение того, что создано до них.

Чуть подробнее о ситуации рассказал организатор четверговой акции Андрей Бажутин.

— Все получилось, люди нас поддержали. Многие из тех водителей, которые стали невольными соучастниками нашего стояния на ЗСД, подходили к нам, выражали поддержку. Говорили: молодцы, так держать!

«СП»: — То есть, можно надеяться, что благодаря вчерашней акции цены на «Платон» удваивать не будут?

— Об этом ещё рано говорить. И не это было главной нашей задачей. Мы проводили акцию для того, чтобы донести до россиян, что происходит с фурами в стране, а также наши требования. Хотели показать вредность нововведений Минтранса РФ, слепо копирующего сомнительные европейских идеи.

Мы многого уже добились, начиная с осени 2015-го. В частности, вдвое снижены штрафы за неоплату «Платона». И сама плата в течение года не повышалась. А, главное — мы заставили считаться с нами.

«СП»: — Складывается впечатление, что вы только и делаете, что протестуете. А свои предложения или хотя бы конкретные аргументы, доказывающие сомнительность «Платона», у вас есть?

— Конечно. Мы провели собственное расследование, показывающее не только неэффективность, но и коррупционность этой системы.

Конкретный пример — центральный участок ЗСД. После введения его в строй с помощью бюджетных средств город остался — не поверите! — ещё должен так называемым инвесторам порядка 70 млрд. рублей.

О чем-то это говорит? Подготовленные нами документы со всеми выкладками, конкретными фактами мы неоднократно отправляли по инстанциям — руководству города, Министерства транспорта, главе правительства РФ. Но ответа так и не получили.

Остается добавить, что на воскресенье, 8 января, руководство Объединения перевозчиков России назначило «большой сбор» — заседание Совета ОПР, на который съезжаются представители всех регионов страны. Будет обсуждаться тема «Платона» и борьбы с ней. Дальнобойщики грозят масштабной забастовкой.

Кстати, как отмечает «Полит.ру», прошедшая в четверг акция протеста уже вызвала резонанс. Так, депутат городского парламента Борис Вишневский уверен, что дальнобойщики правы:

«Требование платы за проезд по ЗСД, построенному или за счет бюджета, или за счет контролируемых государством банков, является совершенно грабительским. Нигде в мире платные дороги не строят за счет казны».

 

Западный скоростной диаметр — первая в России платная внутригородская трасса, ее строительство началось еще в 2005 году, а последний участок, центральный, открылся в декабре 2016 года. Стоимость Центральной части ЗСД составила 120 млрд рублей, из которых 51 млрд рублей дал бюджет города, остальные вложил инвестор, «Магистраль Северной столицы». По данным прессы, 50% в этой компании принадлежат банку ВТБ, 41,5% — Газпромбанку. Номинальным держателем доли в 8,5% является кипрский юрист Роис Потамитис.