344064, г. Ростов-на-Дону,
ул. Вавилова, 74Б, оф 102

(863) 218-31-72

История дальнобойщика: почему кировские грузоперевозчики игнорируют систему «Платон»

В конце 2015 года проезд по федеральным трассам для грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн стал платным. Это вызвало массовые протесты грузоперевозчиков по всей стране. Они устраивали масштабные автопробеги. В Кирове, например,  в них участвовали по 30-40 большегрузов.  Впоследствии кировские дальнобойщики создали свою организацию, назвав ее «Союз грузоперевозчиков Кировской области».

Между тем, правительство РФ уже в ближайшее время намерено повысить расценки за проезд по федеральным трассам в два раза. Как относятся к этим планам дальнобойщики, и как им живется в новых условиях, «Навигатору» рассказал Валерий Сояк, председатель недавно созданного Союза.

Валерий, расскажите о вашем бизнесе. Как вы начинали?

- Я работаю в грузоперевозках уже около 10 лет. Начинал с того, что отвозил на завод в Тольятти запчасти для отечественных автомобилей, которые производились в Кирове. Постепенно развивал своей бизнес. Сначала купили старенький Мерседес 814, потом еще один грузовик «Камаз» ,после иномарки Скания ,Вольво.

Сейчас, к сожалению, осталась только «Скания». Грузовик Вольво я купил в кредит в 2013 году и стал его третьим владельцем. Поставил машину на учет в местном отделении ГИБДД. Успел отработать на ней полтора года, а потом пришло «письмо счастья».

Псковское ГИБДД выявило, что сотрудник, который ставил автомобили на учет, делал это с нарушением, поэтому регистрацию автомобиля аннулировали и потребовали сдать номера и документы. Грузовик сняли с учета и запретили им пользоваться. Несмотря на то, что я являлся добросовестным приобретателем.

Конечно, я пытался вернуть автомобиль, судился год. Но безуспешно. Автомобиль пришлось продать по цене запчастей. С тех пор пытаюсь погасить долги.

Кто является вашими клиентами? На какие расстояния и куда вы доставляете грузы?

-  Года три назад заказов на перевозку грузов было очень много. Мы, перевозчики, могли выбирать, что и куда везти. Отказывались от сложных и дешевых заказов.

Сейчас ситуация кардинально изменилась. Подавляющее большинство тех предприятий, что тогда работали, попросту закрылись. Поэтому сейчас очень сложно найти груз для перевозки, чтобы она была рентабельна.

Например, лет десять назад я возил грузы из Кирова в Ростов-на-Дону. Тогда за рейс мне платили 60 тысяч. Годы прошли, цены выросли как на продукты, так и на бензин. Сейчас за аналогичную поездку предлагают всего 55 тысяч.

Моя машина ездит по всей стране. Нет каких-то постоянных направлений. Где больше заплатят, туда и едем. Конечно, выгоднее ездить на дальние расстояния, поскольку оплачивается время в пути. Время, когда машина стоит на погрузке, не считается. А чтобы загрузить и разгрузить автомобиль, нужно около суток.

Поэтому я предпочитаю ездить подальше: Красноярск, Улан-Удэ. И перевожу все: начиная от оборудования, заканчивая одеялами.

Вы были инициатором создания Союза грузоперевозчиков Кировской области? Что подтолкнуло вас к этому?

- Нашему Союзу скоро будет год. Возник он на волне протестов против системы «Платон». Тогда по всей стране дальнобойщики устраивали автопробеги. Однажды мы встали все вдоль обочины, разговорились. Кто-то из толпы выкрикнул: «Давайте организуемся!». Было минутное замешательство. Тогда я залез на машину, сказал, что буду составлять списки тех, кто готов объединятся, создавать организацию. Все произошло стихийно. Водители подходили, оставляли свои данные. Таким образом и возник Союз грузоперевозчиков Кировской области.

В дальнейшем, конечно, наняли адвоката, собрали все необходимые документы, зарегистрировали свою организацию в Минюсте. Никаких проблем при этом не возникло. Сейчас существуем как некоммерческая организация.

Знаю, что в соседних регионах местные власти вставляли палки в колеса инициаторам подобных организаций. Нам повезло. Кировские власти, видимо, более лояльны.

Сколько участников сейчас в Союзе? Есть ли конкретные достижения у вашей организации?

- На данный момент в Союзе состоит порядка 100 участников. Все эти люди — местные предприниматели-грузоперевозчики.

Сейчас единственная возможность диалога с властью - Общественный Совет при министерстве транспорта. Он, кстати, был создан по распоряжению Путина. Изначальный смысл таких региональных советов - поддержание в рабочей форме системы отношений «общество-власть». Некая  рабочая площадка для сотрудничества и надежной обратной связи.

В Кировский совет вошли два представителя Союза грузоперевозчиков - я и Юрий Куншин. Кроме нас в Совете представители таксистов, дорожников, общественного транспорта, аэропорта.

Жаль, что наша структура совершенно неработоспособна. Все, что мы можем сделать — это внести предложение, но оно всегда остается на уровне идеи.

Например, на первом заседании Совета бывший министр транспорта Альберт Запольский хотел согласовать с нами смету оборудования, необходимого его ведомству. Мы посмотрели список. В ближайшем же магазине сравнили цену компьютера, который был в смете, с розничной. Оказалось, что в магазине цена на порядок ниже. Конечно, такой документ мы не подписали.  Мы не можем согласовать смету, зная, что можно закупить оборудование дешевле. Это наши, бюджетные деньги.

Единственным рычагом давления на власть были наши автопробеги. Но теперь и их по сути запретили. (В марте 2016 г. указом президента запрещено проводить автопробеги без согласования, поскольку они приравнены к митингам и демонстрациям, прим. ред.).

Как сказалось на грузоперевозчиках введение платы за проезд по федеральным трассам? Есть ли те, кто ушел из бизнеса после этого?

- Сейчас  километр пути обходится нам в 38 рублей. В эти деньги заложены налоги, амортизация, бензин и другие расходы. И это без «Платона».

А плата от заказчика редко превышает 40 рублей. Выгодно ли нам работать? Рентабельность нашего бизнеса приближается к нулю. Мы вырабатываем ресурс автомобиля, а новый купить не можем. Если не сидишь на каком-нибудь госконтракте, то в нашем бизнесе больших денег не заработать.

Условия работы и так суровые, а система «Платон» только подливает масла в огонь.

Насколько мне известно, больше половины перевозчиков просто не платят. В случае с «Платоном» нет никакого эффективного контроля за выполнением закона. Да, где-то стоят патрули, машины останавливают. Но большинство грузоперевозчиков все равно ездят, не оплачивая проезд.

Например, проезд большегруза из Кирова до Москвы обойдется в полторы тысячи рублей. Но вероятность того, что тебя поймают и оштрафуют, мала. И даже в этом случае заплатить придется штраф в 5 тысяч руб.

Но лично мне проще заплатить штраф. Эти деньги хотя бы пойдут в бюджет, а не в карман к Ротенбергу.

С момента введения платы через систему Платон прошло больше года. Изменилось ли с тех пор состояние федеральных трасс?

- Заявляли, что цель системы «Платон» - строить дороги. Но берут деньги за проезд по федеральным трассам, а строят почему-то дороги регионального назначения, городские. Те, по которым грузовики вообще не ездят.

Сколько езжу по стране, не вижу, чтобы состояние трасс значительно изменилось. Как было, так и осталось. До Германии нам еще далеко.

Платные трассы есть во всех развитых странах. Почему вы считаете, что они не имеют права на существование в России?

- Вы правильно заметили, в развитых странах есть платные трассы, а не вся сеть дорог страны. В развитых странах платные трассы строит частный бизнес на свои средства. У нас же «приближенный» бизнесмен решил поставив «счетчики» на дороги, построенные на бюджетные, народные средства, и собирать деньги якобы в бюджет. Никто не знает, какие суммы поступают от грузовиков, доступа общественности к счетам ООО «РТИЦ», на которые поступают народные  деньги, нет.

И вообще не понятна конечная цель, которую преследует правительство, вводя систему «Платон». Если цель - собрать средства на строительство и ремонт дорог, то зачем «городить огород» по всей стране, рамки на трассах ставить, водителей «кошмарить» на постах Ространснадзора, ГИБДД? Проще было ввести в акциз 1 рубль сверху, и налоговая служба бесплатно собирала бы в бюджет необходимую сумму. И не надо было бы из бюджета страны выплачивать 10,6 миллиардов рублей ежегодно Ротенбергам.

Конечно, ремонт дорожной сети - это целая система. Мгновенного эффекта быть не может. Но мы в очередной раз видим, что система в нашей стране не работает.

В прошлом году Счетная палата выявила, что регионы не могут освоить выделенные деньги на ремонт дорог. Нет денег – дороги плохие. Есть деньги – дороги все равно плохие. Зачем тогда платить?

К тому же, мы уже за все платим - акциз, транспортный налог… Этих денег нам должно хватать на все.

Сейчас в правительстве РФ рассматривают вариант однократного повышения платы за проезд по федеральным трассам сразу в два раза. Как это может сказаться на грузоперевозчиках?

- Эти три рубля с километра кажутся не такой большой цифрой. Но последствия повышения тарифа почувствуют все, а не только грузоперевозчики. Никакого позитива в повышении нет. Эти затраты будут включены в стоимость товаров и услуг. То есть в итоге лягут на плечи конечных потребителей, которые не хотят видеть причинно-следственную связь между решениями правительства и ценами на прилавках магазинов.

Если такое решение будет принято, планируете ли вы устраивать акции протеста?

- Конечно, мы будем протестовать. Организации, объединяющие дальнобойщиков, есть в каждом регионе. Подключится вся страна.